Художник по костюмам

Театральные костюмы возникли вместе с первобытным ритуалом, площадным зрелищем, уличным театром. По мере деления зрелищных выступлений на жанры, каждый их них «обрастал» своей историей, характерными особенностями. Клоунады и площадные гулянья, драма и комедия, народные танцы, балет, хоровые исполнения требовали визуального узнавания.

Народ, ведущий выступление, должен был быть облачен в те одеяния, которые максимально соответствовали действию, его месту и времени. Постепенно складывался такой вид искусства, как театральный костюм.

 Благодаря историческим фактам, записям, рисункам, можно проследить развитие культуры сценической одежды с древних времен и до наших дней. Но для этого есть прекрасные специалисты: искусствоведы, театроведы, историки. Не будем мешать профессионалам. Расскажем в простой, доступной форме широкому кругу читателей о роли театрального костюма в сценическом действии.

 Как создается костюм

Худсовет принимает решение о новой постановке. Назначается режиссер-постановщик, художник-постановщик и художник по костюмам. Все эти люди должны сообща осуществить воплощение будущего зрелища. Неважно, какого именно жанра — принцип один. Режиссер-постановщик, словно дирижер, призывает участников приступить к созданию целого произведения. Насколько он точно поставит задачу перед художниками, настолько и внятного следует ожидать результата.

В то время как художник-постановщик создает эскизы и макеты места и времени действия постановки, художник по костюмам решает свои задачи, обозначенные маэстро. Ему предстоит психологическое, историческое, социальное решение зарисовок костюмов, затем воплощение их в эскизы с подробным описанием для закройщика, швей, сапожников.

Действие происходящего обычно ограничено небольшим промежутком времени, и зритель должен за этот отрезок получить емкую информацию о персонажах, заданную пьесой. Ведущие актеры могут выразить себя с помощью монологов и других активных сценографических моментов. Второстепенным актерам предоставляется выражать себя кратко, и костюм может воссоздать то, что не потребуется выражать словами. Игра актера, его характерные по роли нюансы поведения, жесты и т. п. обозначат зрителю необходимую информацию.

Артист, надевая костюм, словно сливается с ним, создает нужный образ. Каждый актер в силу особенностей профессии является творцом. Чем он маститее, тем смелее, опытнее владеет мастерством удивительного преображения с помощью костюма. Огромную роль в достижении дополнительной правдоподобности играют мастерские навыки закройщика и портных. Добавленная в нужном месте толщина или, наоборот, угловатость, сутулость могут самым удачным образом воссоздать образ персонажа. Из подобных мелочей и создаются его особенности.

 Кто такой художник по костюмам

Для того чтобы стать художником по костюмам, необходимо закончить художественно-постановочный факультет Театрального ВУЗа. За годы обучения студенты факультета изучают не только рисунок, живопись, сопромат, макетные премудрости, углубленное черчение с театральной спецификой. Они узнают виды тканей, их свойства и особенности. Знакомятся с тонкостями современного и исторического кроя, особенностями тенденций каждого времени и сопровождающими их аксессуарами.

Как правило, к окончанию института художник по костюму уже нацелен на воплощение специализации в драме, балете, музыкальном театре или кино. Каждый выбор подразумевает использование специальных тканей, декора и характерного кроя.

Ассортимент материалов разрастается с каждым годом, предоставляя художнику по костюмам дополнительные возможности. Например, человек, работающий в балетных коллективах, непременно должен знать особенности кроя костюмов этого жанра. Ему следует учитывать эластичность, износоустойчивость, легкость тканей, которые ни в коем случае не должны мешать движению актера или создавать дополнительный тепловой эффект. Головные уборы должны давать возможность хорошего обзора сцены и не препятствовать слышимости звукового сопровождения.

Человек, избравший своей работой профессию костюмного художника, должен уметь понимать глубину драматургии произведения и чувствовать тот смысл, который стремится вложить режиссер-постановщик в каждый персонаж. На сцене все должно быть гармонично связано: звук, свет, декорации, костюмы, игра актеров.

 На сцене важно все. Невозможно отменить декорации или костюмы, убрать звук и свет. Но нужно знать, что правильное раскрытие образа персонажа происходит с помощью костюма. Чем удачнее задумка театрального костюма, профессиональнее и характернее его исполнение, тем вероятнее аккордный триумф коллектива.

Когда театр сотрясают овации, на поклон вместе с труппой выходят наши творцы: режиссер-постановщик, художник-постановщик и художник по костюмам. Занавес!


Вход: